Skip to content Skip to navigation

Об ИОРСИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История развития инновационных образовательных практик началась в Академии при Президенте в 2003 году. В 2004 году был создан Центр инновационных образовательных технологий. Впоследствии он вырос и оформился в Институт технологий образования. Следующим шагом стало создание в 2012 году Института организационного развития и стратегических инициатив. Потребность в новой структуре была вызвана существенным расширением внешних контекстов, функционала и профиля деятельности. В этой связи была предпринята попытка систематизировать в новой конфигурации набор проектов, который реализует сложившаяся экспертная группа.

Очевидным стало то, что в названии новой инновационной структуры крупнейшего вуза Европы должны присутствовать две составляющие.

Во-первых, ИОРСИ занимается организационным развитием Академии при Президенте в целом. Организационное развитие – это термин современной сферы HR, предполагающий как работу с человеческими ресурсами, так и с процессами, обеспечивающими деятельность и развитие организации. Организационное развитие связано с внутренними функциями ИОРСИ в Академии: корпоративным университетом и общеакадемическими инициативами. Одновременно институт занимается темой организационного развития для внешних клиентов (банков, министерств, корпораций): разрабатывает проекты, через которые достигается развитие тех или иных компетенций у организаций-партнеров Академии через компетенции персонала. ИОРСИ не ограничивается работой в зоне learningindevelopment (обучение развитию), а работает по широкому профилю: отбор и оценка персонала, обучение, сопровождение карьеры. Таким образом достигается широкий охват процессов, связанных с подготовкой персонала, кадровым развитием и трансформацией деятельности как отдельных организаций, так и отраслей экономики. Вектор организационного развития показывает комплексность и связанность процессов для внутренних нужд академии и для корпоративных клиентов.

Во-вторых, ИОРСИ занимается стратегическими инициативами – исключительно важными и приоритетными для Академии при Президенте проектами. Одновременно в зоне стратегических приоритетов Института находятся проекты, осуществляемые им по заказу внешних контрагентов. ИОРСИ активно сотрудничает с Агентством стратегических инициатив, и это обстоятельство также стало значимым для его брэнда.

Созданию Института, в первую очередь, способствовали причины, связанные с внутриакадемическими процессами. Это вызовы, ответ на которые требует создания современной специализированной инфраструктуры. Функция корпоративного университета стала ответом на запросы широкой филиальной сети Академии. Институт решает задачи отбора талантливых студентов, повышения квалификации преподавателей и сотрудников. Перечисленные задачи требовали создания организационной единицы, внутри которой необходимо было грамотно выстроить коммуникации, а также продумать внешнее и внутреннее позиционирование. В структуру Института вошли Центр инновационных образовательных технологий, Центр программ подготовки управленческих кадров и Центр общеакадемических образовательных инициатив. Такая организационная логика и механика позволили адекватно учесть внешние и внутренние контексты и запросы и эффективно реализовывать стратегию развития Академии.

При организации ИОРСИ был проанализирован опыт профильных структур других (в том числе, зарубежных) образовательных учреждений. Поскольку на современном рынке обучения доля классических вузов неуклонно снижается, и на первый план выходят профессиональные ассоциации и корпоративные университеты, изучался опыт компаний, который для решения внутренних задач создавали структуры, обеспечивающие их человеческим потенциалом и ресурсами. Что касается вузов, то среди них мало примеров создания внутренних подразделений, ориентированных на подготовку кадров. Академические структуры чаще всего не готовят персонал внутри, а привлекают молодую профессуру извне (с рынка или из других вузов), что подтверждается таким критерием эффективности деятельности вуза как diversity (разнообразие). Это типичная модель кадровой работы вузов. В настоящее время наиболее прогрессивные учебные заведения создают подразделения (корпоративные университеты), которые занимаются подготовкой кадров. При анализе чужого опыта ИОРСИ анализировал как подходы к кадровому обеспечению, так и результаты деятельности подразделений, разрабатывающих технологии обучения (например, опыт лабораторий кейсов ведущих бизнес-школ). Производство образовательных технологий приходит на смену подготовке кадров для внутренних потребностей вузов. В этих процессах активно задействованы штатные профессора.

При проектировании ИОРСИ команда внимательно изучила опыт крупных сетевых российских корпораций (Сбербанк, Росгосстрах, ВТБ, РЖД), которые организовали в своей структуре корпоративные университеты. Такие подразделения созданы относительно недавно, имеют 3-5-летнюю историю и находятся в процессе становления. Их репрезентативный опыт задействован Институтом для реализации собственных задач в рамках Академии.